Характеристика образа Чацкого из комедии Грибоедова “Горе от ума”

Главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» молодой аристократ из провинции Александр Чацкий имеет непростой, отчасти противоречивый характер. Это живой человек с горячим сердцем, искрометным умом, озабоченный судьбами России и ее многострадального народа.

Появившись в доме Фамусова, едва произнеся первые реплики, Чацкий сразу производит положительное впечатление на читателей, воплощая собою добрую и пылкую юность. Его образ характеризует:

  • пылкость;
  • остроту ума;
  • честность;
  • доверчивость;
  • красноречие;
  • нетерпимость.

Чацкий клеймит глупость, нечестность, нравственные пороки общества, ограниченность ума, подлость и лизоблюдство. Он всей душой ненавидит безнравственное и бесчеловечное русское крепостничество. Главному герою больно видеть правящую в обществе несправедливость. Чацкий романтик, философ, борец за свободу.

Избыток чувств – основа характера Чацкого. Он и любит, и ненавидит с одинаковой страстью, полностью отдаваясь захлестывающим его эмоциям. Наибольшее отвращение вызывают в нем тирания и рабство во всех проявлениях. Главный герой колко и бесцеремонно обличает эти общественные пороки при любой возможности.

Но, уверенный в своей правоте, он часто не замечает очевидного. Когда в первом действии комедии Софья открыто иронизирует над ним, он не чувствует колких усмешек в свой адрес. Захваченное пылкой страстью сердце Чацкого, мешает ему услышать откровенные насмешки героини.

Чацкий – единственный положительный персонаж в комедии Грибоедова, воплотивший в себе лучшие черты передового человека своего времени. Он смелый и бескорыстный борец за правду, против уничижения человеческого достоинства. Он неутомимый искатель истины, борец за новый порядок и равноправие для всего человечества.

Образование Чацкого

Чацкий входил в группу участников Английского клуба. Клуб посещали лишь богатые и знатные дворяне. По натуре Чацкий был умен и красноречив. Говорить Чацкий любил высокими, по большей части, иностранными словами. Были даже попытки писать и переводить с иностранных языков.

«Он славно пишет, переводит».

Речь Чацкого как бы течет рекой. Говоря ли, или на бумаге, его фразы хорошо слажены и красиво оформлены. Взгляды молодого человека идут наперекор представителей фамусовского окружения.

В отличие от других персонажей Александр Андреевич значительно выигрывает в плане саморазвития и самосовершенствования.

Фамусов как бы насмехается над образованностью Чацкого:

«Ученье – вот чума,Ученость – вот причина…»

До удивления немыслимо, что дворянство, которое вот вот уйдет в прошлое, готово даже школы и гимназии позакрывать, лишь бы Чацкие более не появлялись пред их взорами.

Противоречивость характера

В произведении прослеживается попытка автора изобразить дом помещика как можно более реалистично. Поэтому все действующие лица показаны как с положительной, так и с отрицательной своей стороны. Чацкий изображен так же с двух сторон.

Ум и безрассудность. Высокий интеллект граничит с некоторой бестактностью. Ему чуждо задуматься о своих словах, но не прочь посмеяться над теми, кто беззащитен. Последние же не в силах побороться с ним из-за ограниченности своих умственных способностей.

Одно лишь может статься как оправдание такому его поведению – это то, что он является противником безнравственности. Чацкий даже пытается бороться с этим явлением, но, как мы понимаем, это напрасно. А ведь он мог бы тоже об этом подумать.

Его суждения о безнравственности никого не трогают. Никто даже как будто и не слышит его. Такое впечатление, что Чацкий говорит сам с собой. Интересно, что А. Пушкину как раз это и не понравилось в Грибоедовском творении. Пушкин отметил, что очень не умно метать бисер перед Репетиловыми.

Противоречие в любви и страсти четко видны в его влюбленности к девушке. А та предпочла другого, совершенно противоположного по натуре человека. Чацкого же любовь совершенно ослепила.

Он стал смешон в глазах окружающих в стремлении узнать, кому же отдала сердце его возлюбленная. Хотелось бы, чтобы Чацкий ушел со сцены в достойном виде. Однако он просто убегает с глаз долой от всех, кто его оклеветал.

Свободолюбие героя

Чацкий имеет большое стремление к свободе. Ему чуждо послушание и жизнь по правилам, которые ему навязываются со стороных старших.

Свободомыслие и свободословие пугают Фамусова, за что Чацкий причисляется к якобинцам и карбонариям. Фамусову чуждого мышление Чацкого.

В те времена для молодого человека было лишь два пути для выстраивания карьерной лестницы:

  • военная служба;
  • должность чиновника.

Чацкий не стал ни тем, ни этим. Воинские обязанности ему были чужды по причине того, что он не любил и не хотел подчиняться правилам, которые устанавливаются специально для службы. Ему совсем не интересно было и продвижение по воинской службе.

А сидеть, зарывшись в бумаги, не дало бы ему возможности заниматься своими исканиями и творческими делами.

Чацкий попытался было заняться научной деятельностью и даже захотел взяться за перо литературного дела:

«В науки вперил ум…».«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Вот что на самом деле было положительной гранью личности Александра, так это его правдолюбие. Во что бы то ни стало, Чацкий всегда пытался докопаться до истины, какой бы она не была – горькой или сладкой.

Окружение посчитало его за сумасшедшего. И всё это благодаря свободе его мыслей и либерализму.

Слабости Чацкого

Как и у каждого персонажа в «Горе от ума», у Чацкого были свои, характерные только для него одного слабости. Он очень умело подмечал особенности характера и поведения окружающих, а затем лихо подкалывал и высмеивал их пороки.

Не пытаясь намеренно кого-то унизить или обидеть, он тем не менее говорил людям неприятные вещи, которые не всем были не только не по душе, но и вообще мало кто мог понять смысл этих издёвок.

Больше всего он подкалывал людей с недостаточным интеллектом, выставлял таких на посмешище. Человек даже не понимал, за что он подвергается такому отношению.

Другими слабостями Александра Чацкого можно назвать:

  • резкость характера, во время злости у него даже интонация в голосе менялась:
«грозный взгляд, и резкий тон».
  • гордость, ему неприятно, когда к нему проявляют неуважение:
«…все вы гордецы!».
  • искренность (хотя это вряд ли можно назвать слабостью), Чацкий бесхитростен, безпритворный человек. Единственный случай, когда он сам себе изменяет – это из-за любви к Софии:
«Раз в жизни притворюсь».
  • чувствительность (ещё одна неплохая слабость Чацкого). Этим качеством Александр выгодно отличается от гостей в доме Фамусова. Только ему больно за девушку. Переживает за неё, за ее любовь к Молчалину – ничтожнейшему члену общества, лишенного моральных устоев.

Патриотизм Чацкого

В своем произведении Грибоедов явно раскрыл свое мировоззрение. Автору противно раболепство и преклонение соотечественников перед  всем иностранным. Заморские педагоги, танцы, игры и увлечение, а также одежда, которую носят помещики рьяно высмеиваются на страницах «Горе от ума».

Грибоедов уверен в необходимости того, что учителя у русского народа должны быть свои. Также и не нравится автору подмена русских слов заимствованными из французского. Речь получается смешанной, лишенной красоты родной речи, ее напевностью.

Это видно из того, что автор употребляет исконно русские слова: давеча, пуще, чай.

Очень умело в произведении вставлены автором поговорки и пословицы, что подчеркивает его уважение к литературе. Сам Чацкий приводит примеры классиков, но не против использования в речи интеллектуала слов иноязычного происхождения, если это уместно.

Чацкий очень уважает и любит свой народ:

«…умный, бодрый наш народ».

Все персонажи «Горе от ума» делятся на толпу, фамусовское общество и новые люди. Люди нового общества разносторонне развиты – гуляют, посещают вечера и мероприятия, ублажают тех, кто может как-то повлиять на их положение в обществе. Эти представители готовы на все, вплоть до унижения:

«упал вдругоряд, уж нарочно».

Чацкий пытается изменить свой образ жизни, отойти от старого уклада. Но это ставит его лишь в смешное положение у других, которые приписывают ему сумасшествие.

Цитатная характеристика Чацкого в «Горе от ума»

Полное имя героя – Александр Андреевич Чацкий:

“…Александр Андреевич Чацкий…”

Александр Чацкий – дворянского происхождения, помещик, имеющий примерно 300-400 крепостными крестьянами:

“- имел душ сотни три.- Четыреста, прошу понять…”

Чацкий  – холостой мужчина. Он еще молод, но уже “не впадает в ребячество”:

“…Да, не женат…”

“…Теперь уж в это мне ребячество не впасть…”

Чацкий – одинокий человек. Его родители умерли, когда он был еще в детском возрасте. Отец Чацкого был приятелем Фамусова:

“…Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок…”

“…Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича…”

После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова. Повзрослев, он стал жить отдельно:

“…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой…” 

“…но потом / Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, / И редко посещал наш дом…” 

Чацкий с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно ее любит:

“…Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала…”

“…И всё-таки я вас без памяти люблю…” 

В начале произведения Чацкий возвращается в Москву после трехлетних “странствий по свету”:

“…Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков…”

“…Обрыскал свет…” 

“…Охота странствовать напала на него…” 

Чацкий является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне:

“…Потом, подумайте, член А́нглийского клуба…” 

Александр Чацкий – умный, остроумный мужчина:

“…Остер, умен, красноречив…”  

“…он малый с головой / И славно пишет, переводит. // Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…”

Чацкий – человек, обладающий красноречием:

“…умен, красноречив…” 

“…Что говорит! и говорит, как пишет!..”

Александр Чацкий острослов, его забавляет “подкалывать” людей, он делает это не злонамеренно, не пытаясь кого-го обидеть или навредить:

“…и весел, и остер…” 

“…Послушайте, ужли слова мои все колки? / И клонятся к чьему-нибудь вреду?..”

“…Не человек, змея!..” (София о Чацком) 

Чацкий является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:

“…Он славно / Пересмеять умеет всех; / Болтает, шутит…” 

“…На смех, того гляди, подымет Чацкий вас…” 

“…Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…” 

“…Град колкостей и шуток ваших грянет. / Шутить! и век шутить! как вас на это станет!..” 

“…А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить…”

Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне:

“…Да! грозный взгляд, и резкий тон, / И этих в вас особенностей бездна…”

По словам Софьи, Чацкий невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей:

“Зачем же быть, скажу вам напрямик,  

Так невоздержну на язык?  

В презреньи к людям так нескрыту?”

Чацкий является гордым человеком, “гордецом”, по мнению Фамусова:

“Вот то-то, все вы гордецы!..”

Александр Чацкий – свободомыслящий человек, за что Фамусов называет его “карбонарием” и “якобинцем”:

“…Ах! боже мой! он карбонари*!..” (*то есть революционер) 

“…Опасный человек!..” 

“…Я думаю, он просто якобинец*…” (*то есть вольнодумец)

Чацкий – независимый человек. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин:

Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. 

Чацкий: Зачем же надобно?..

Чацкий бросил военную службу и также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:

Княгиня. От-став-ной? 

Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился.

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только чиновничьей или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:

“Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим, высоким и прекрасным…” 

Чацкий – искренний человек, не притворщик:

“…Раз в жизни притворюсь…”

Александр Чацкий любит правду:

“…К чему обманывать себя мне самого?..” 

“…Зачем мне прямо не сказали…”

Чацкий – чувствительный человек:

“…Кто так чувствителен, и весел, и остер, / Как Александр Андреич Чацкий!..”

Александр Чацкий – страстный, пылкий человек:

“…та страсть? то чувство? пылкость та?.. 

“…Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, / Не пожелал бы я и личному врагу…”

У Чацкого обо всем есть свое мнение:

“…Зачем же мнения чужие только святы?..”

Александр Чацкий является патриотом. Он любит русский народ и Россию:

“…Чтоб умный, бодрый наш народ…”

В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов:

“…Безумным вы меня прославили всем хором…”

Чацкий не любит “людскую толпу” и московское фамусовское общество. В конце пьесы он уезжает из Москвы:

“…И в многолюдстве я потерян, сам не свой. / Нет! недоволен я Москвой…” 

“…Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…”  

Критики о Чацком в комедии “Горе от ума”

А. С. Пушкин:

“…Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен…”  (А. С. Пушкин – П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)

“…В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб…”  (А. С. Пушкин – А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.)

П. А. Вяземский:

“…Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. <…> Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…>  

Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми. <…> 

Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека. <…>   

И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду. 

Но эти жалобы, эти упреки не новы, они изношены и стерты до основы. <…> В воззрениях Чацкого ничего нет нового и оригинального…”(П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

Н. И. Надеждин:

“…Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии. 

Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых…” (Н. И. Надеждин, “Литературная критика”, 1972 г.)

Е. Цимбаева:

“…Чацкий воспитывался вместе с Софьей, потом, достигнув возраста самостоятельности, то есть восемнадцати лет, «съехал» от Фамусова, но жил в Москве и «редко посещал» его дом. За три года до начала действия, то есть в 1819—1820 годах, уехал из Москвы. <…> 

Он вступил в кавалерию… <…>  Затем последовал «польский период» его жизни, к которому относится его «с министрами связь»… <…> Он, конечно, русский дворянин, но происхождение ведёт из Польши, как и сам Грибоедов. <…>  

Больше всего споров с первых дней появления «Горя от ума» вызывает образ Чацкого. Идеи, им высказываемые, оказались сложным сплавом просветительских, романтических и философских течений. Но что бы герой ни говорил, драматург отнюдь не превращал его в нелепого декламатора, ведущего политические споры с гостями на балу, как это представилось Пушкину… или Гончарову… <…>  

Отсутствие ясно выраженной политической программы в речах Чацкого делает его образ типичным и правдоподобным… …Кто же Чацкий — декабрист? насмешка над декабристами? Ни то ни другое! И по самой существенной причине: к весне 1824 года, когда пьеса была закончена, Грибоедов не знал ни одного члена тайных обществ. <…> Однако декабристы, их идеалы упомянуты автором, но очень своеобразным способом. <…>  

Конфликт Чацкого с московским обществом отнюдь не так резок, как это представилось последующим эпохам. <…> Тот, кто рождён в московском обществе, кто имеет в нём родственников, пусть дальних, никогда не будет из него изгнан; тот, кто рождён вне его, никогда не будет в него принят.” (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл “Горя от ума”?» (Cемь не школьных сочинений), журнал “Наука и жизнь”, №4, 2013)

Нас ценят
( Пока оценок нет )
Материалы по литературе и грамматике
Добавить комментарий

Adblock
detector