Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» – это повествование в жанре поэмы Н.А. Некрасова о путешествии семерых российских крестьян, которые пытались найти счастливого человека.

Написана поэма в конце 60-70-хх годов 19 века, когда как раз было отменено крепостное право в виду проведенной Александром Вторым реформы. Сюжет раскрывает неприятную особенность  того, что вместо того чтобы исчезнуть всем старым порокам, добавились еще и новые.

Замысел Николая Алексеевича Некрасова заключался в том, чтобы в конце поэмы путники достигли бы Петербурга. Однако смерть автора помешала завершить начатое произведение. Оно так и осталось незаконченным, а повествование оборвалось.

Само же произведение напоминает русские народные сказания. Предлагаю ознакомиться с кратким содержанием «Кому на Руси жить хорошо» по главам.

Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, которые отправились на поиски по настоящему счастливого человека.

Другие персонажи

Ермил Гирин — первый, кого путешествующие крестьяне стали проверять на соответствие статуса счастливого человека, честный бурмистр, очень уважаемый крестьянами.

Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, в деревне именно ее называли счастливым человеком.

Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Старец дожил до ста лет.

Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, от которого его же семья скрывает, что крепостное право уже отменено.

Влас — крестьянин, бурмистр деревни, которой некогда управлял Утятин.

Гриша Добросклонов — обучающийся в семинарии, сын дьяка, грезил, когда же будет освобождение  русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Пролог

В один день семь крестьянских мужиков сходятся на дорожке столбовой. Это: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старих Пахом и Пров. Родом они все из Терпигорево. По соседству также есть деревни Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Каждое название деревни говорит само за себя и о том, как там живется крестьянам.

Встретились мужики, поздоровкались «Здравствуйте!», и завелся у них меж собою разговор, кому на Руси жить хорошо, да вольготно?

Каждый высказывал свое мнение. Но мнения каждого другим мужиках не нравились, поэтому они начали кричать, спорить. Чуть до драки дело не дошло. Никто не хотел уступать. У одного хорошо живется только помещику, другой приписывал статус хорошей жизни чиновнику, третий – попу, да «купчине толстопузому», «вельможному боярину», министру или царю.

Если в то время посмотреть бы со стороны на толпу мужиков, кричащих и размахивающих рукавами, то могло показаться, что они там клад нашли и не могут меж собою его поделить.

Они настолько увлеклись обсуждением данной проблемы, что забыли куда и шли с утра из своих деревень, а дела были очень важные – один на крестины ребенка, другой на базар… За спором, да выяснением, кому на Руси жить хорошо, мужики не заметили, как и ночь наступила, и идут они уже в неизвестном направлении.

Устав от спора, они присаживаются отдохнуть, но спор на заканчивают. А вскоре и вовсе дело до драки дошло.

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

От их драки весь лес переполошился, всех зверей да птиц на ноги поставили: кто замычал, кто за пищал, хищные звери и те подальше в лес убежать поспешили.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

Даже птенец из гнезда выпал со страху от мужицких криков, да драки. После, когда они подрались, они обратили внимание на птенца, начали его ловить. Пахом высказался, что пташке легче, чем мужику. Он даже позавидовал, что будь у него крылья, он бы всю Русь облетел, чтобы найти того, кому лучше всех живется.

Остальные говорят, что и крыльев не надо иметь, лишь бы хлеб, да водочка с огурчиками, квасок, да чаёк, тогда бы они пешком по Руси прошли в поисках счастливчика.

За спором мужики не заметили, как подлетела пеночка за своим птенчиком. Она даже предложила им все богатства мира за своего птенчика, что ни попросят, всё им даст.

Мужики согласились с превеликим удовольствием. Птичка показала им место, где закопано сокровище – скатерть-самобранка в коробочке. Потом пеночка заколдовывает их одежду, чтобы она не снашивалась, да обувку, чтобы не стаптывалась, портянки заколдовывает, чтобы не изопрели, а на самих наговаривает, чтобы не обовшивели. Свершив сие чудо, улетает с птенчиком.

А перед тем как улететь, предупреждает, что со скатерти есть могут, сколько хотят, но водки больше ведра в день чтобы не заказывали.

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Мужики побежали в лес и там нашли чудо-скатерть-самобранку. Они тут же устроили пир, а потом договорились, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси жить хорошо, да вольготно.

И вот теперь начинается их путешествие.

Глава 1. Поп

Идут мужики вдоль берёзовой  рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.

Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».

Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.

По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.

Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.

Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.

«Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дал, да нечего…»

Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.

«Что взял? башка упрямая!»

Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.

Глава 2. Сельская ярмонка

Путь мужицкий продолжается. Идут они дальше, а по пути им только пустые деревни попадаются. Неожиданно встречают седока и спрашивают, куда народ из деревень подевался?

«Ушли в село Кузьминское,
Сегодня там и ярмонка…»

Мужики туда же направили свой путь – на ярмарку, вдруг там кто-то счастливо живёт.

Кузьминское – село богатое, хоть и чумазое. Там две церкви, закрытое училище, грязная гостиница. Даже фельдшер в деревне имеется. Какое село, такая и ярмарка – тоже богатая. Самое большое богатство в селе – это множество кабаков больших и малых, наливать не успевают, сколько там желающих выпить.

«Ой жажда православная,
Куда ты велика!»

Повсюду, куда ни глянь, везде пьяные лица. Кто топор свой ругает, зачем поломался, дед Вавила в печали – обещал башмаки внучке, да деньги пропил все. Все его утешают, жалеют, а помочь некому – сами все на мели. Один только барин Павлуша Веретенников сжалился, да и возможность имел – купил внучке Вавилы башмачки.

Чем только на ярмарке не торгуют. И книги продают, но спрос только на самые «никакие» книги, да портреты генералов, которые поупитаннее. И не известно, когда наконец-то будут покупать Белинского, да Гоголя.

Лишь наступил вечер, все упитые по самые уши, даже церковь выглядит настолько пьяной, что будто бы вот-вот упадёт.

Мужики уходят из села.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночь. Мужики идут по дороге, как вдруг слышат чей-то разговор про чиновников и про то, как они взятками промышляют.

«А мы полтинник писарю: Прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить».

Потом видят, как парнишка, вусмерть упитый, закапывает свою одежонку, будто бы мать родную хоронит.

Дойдя до дорожного столбика, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который записывает поговорки, да песни крестьян. Он уже много записал и начинает корить крестьян, что слишком они много пьют. Те, в ответ, спорят, что пьют они только с горя, а осуждать или завидовать за это грех.

Тот, который возражает с Веретенниковым, Яким Голый. У него своя история, которую Павлуша тоже записывает себе.

Яким, будучи в молодые годы, напокупал сынишке лубочных картинок. Даже сам любовался ими, как ребёнок. Однажды в избе загорело, случился пожар. Первым делом Яким бросился спасать картинки, а тем временем сгорели все его сбережения, целых 35 целковых. Деньги расплавились и получился комок, за который ему дают теперь 11 рублей.

Послушав истории, путники сели покушать. Поели, попили. А потом пошли снова счастливого искать, кому на Руси жить хорошо, а Романа оставили у ведра с водкой караулить.

Глава 4. Счастливые

Мужики бродят сквозь толпу и зовут счастливого. Кричат, если такой объявится, то они ему взамен за его рассказ о своём счастье, напоят его водкой вдоволь.

Те, кто трезвый, смеются над таким объявлением, а те, кто уже пьяные, в очередь выстроились. И таких много насобиралось.

Первый подходит дьячок. У него счастье «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют ему мужики.

Дьячка выгнали, за ним пристроилась старуха, у которой на маленькой грядке аж целых тысяча реп наросло.

Следующим встал солдат, обвешанный медалями. Он уже еле на ногах держится, а выпить страсть как хочется. Счастье у него, что живой остался после мучений на службе.

Потом в очереди был камнетёс с огромным молотом в руках, затем надорвавшийся по службе крестьянин, еле живой до дома добрался, следующий – дворовый человек с подагрой. Далее подошёл хвастун, лет сорок простоявший у стола князя и подлизывающий его тарелки, а также допивающий изо всех рюмок заграничное вино.

Мужики выгнали последнего, ведь у них – то вино простецкой, а не к которому он привык – «не по твоим губам!».

Очередь «счастливых» людей никак не заканчивалась. Крестьянин –  белорус доволен, что здесь он досыта ест ржаной хлеб, а на родине ел только с мякиной, отчего у него живот шибко пучило и резало.

Следующим «счастливчиком» заявил себя мужик со свёрнутой скулой. Он выжил в схватке с разъярённым медведем, остальные же его товарищами были убиты медведями.

Также к мужикам подходили нищие, которые счастливы, что им дают милостыню и подаяние, и они благодаря этому могут кормиться.

Водки уже не осталось в ведре, а настоящего счастливого человека мужики так и не нашли.

«Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»

Наконец кто-то советует спросить у Ермилы Гирина, так как кроме него счастливых-то людей и нету.

Ермила – простой мужик, весь народ к нему тянется и любит его. Мужикам ведают следующую историю:

Давно как-то была у Ермилы собственная мельница, но ему пришлось её продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мельницу стали торговать. Купец Алтынников решил, было, купить мельницу, да Ермила перебил его ставку, хотя у него денег не было. Тогда он отложил торги и побежал на площадь попросить денег у людей.

Какое-то чудо свершилось, ему понесли деньги, и вскоре нужная сумма собралась. А через неделю он уже насобирал денег, чтобы раздать долги. Собрал народ и начал раздавать, что назанимал. Только один рубль остался. Долго Ермил допытывал у всех, чей рубль.

Мужикам было удивительно, как это Ермилу люди доверили, что собрали для него денег. Но это было правдой без доли колдовства.

Гирин – служащий писарь, работал в конторе, денег ни с кого не брал, а помогал всем советами. Когда старый князь умер, вновьзаступивший князь организовал выборы бургомистра. Все жители вотчины закричали, что нужно выбирать Ермила – честного молодого человека.

Единожды только Ермил смухлевал, отправив в рекруты вместо своего младшего брата, Митрия, сына Ненилы Власьевны. После этого Ермил не мог найти себе места от угрызения совести, даже хотел повеситься. После этого служивых заменили – Ненилу отправили домой, а Митрия отдали в рекруты. Этот случай ещё долго не давал покоя Ермилу, от должности своей самоустранился, взял в аренду мельницу и стал ещё усерднее трудиться и заслуживать признание и любовь народа.

Внезапно к разговору подговорился поп, что к Ермилу Гирину тоже бесполезно обращаться по вопросу о счастье, так как он в остроге. Поп начал ведать, что случилось (а приключился бунт в деревне Столбняки, и решили позвать Ермола, к которому народ прислушивался завсегда). Но тут рассказ попа оборвался криками – народ поймал вора – с «благородной болезнью», и сейчас его сильно высекли. После взбучки, которую он получил за дело, вор удирает, забыв про все болячки.

Поп уходит, попрощавшись, но обещав продолжить свой рассказ в следующий раз.

Глава 5. Помещик

Путь мужиков продолжался. Шли они дальше на поиски, кому на Руси жить хорошо. И встретился им на пути помещик Гарил Афанасьич Обота-Оболдуев, который сначала напугался мужиков, спутав их с разбойниками. Но когда разобрался, что им от него надо, рассмеялся и стал рассказывать про своё житьё-бытьё.

Он из дворянского рода татарина Оболдуя, который ради потехи императрицы согласился, чтобы его ободрал медведь. За это получил в награду сукно.

Потом история Оболт-Оболдуева продолжалась уже печально, что раньше-то было привольно, всё ему принадлежало, и крестьяне ему преклонялись.

«Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!»

Любили его все дворовые люди, подарками задаривали, за отца родного почитали. Но прошли времена, жизнь изменилась – землю и крестьян у помещика отняли. Леса вырубают, всё разоряют, усадьбы сносят, заменяя питейными домами. Да и грамота уже никому не требуется. Помещикам же новый указ теперь:

«Проснись, помещик заспанный!
Вставай! – учись! трудись!..»

А трудиться же они, помещики, не привыкшие. Они по-другому жить научены. После этих слов помещик зарыдал навзрыд, чем сильно растрогали добродушных мужиков, которые сразу подумали:

«Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Последыш

На другой день мужики прибыли к берегу Волги, прямо на сенокос попали. Лишь стоило им заговорить с местными крестьянами, как услышали музыку, а к берегу подплыло три лодки. В них дворянская семья – два барина с супругами, их малыши, да прислуга. И ещё один старенький барин. Старичок оглядел покос, все ему до земли поклонились. У одного стога старик задержался, велев его разметать – ведь сено ещё в нём не досохло. Хоть стог выглядел вполне сухим, но приказ старика быстро выполнили, стог раскидали.

«Странники дивятся:
Дедушка!
Что за чудной старик?»

Оказалось, что этот старик не кто иной, как сам князь Утятин. Местные называют его Последышем. Когда князь Утятин узнал об отмене крепостничества, то его хватил удар, и он слёг.

Княжеские сыновья вынуждены были отказаться от помещичьих идеалов и потерять своё наследство. Они сильно испугались и подговорили крестьян подыграть им, чтобы никто и вида не показал об отмене крепостного права. А старику донесли, что указ об отмене крепостничества вернули назад, и что всё остаётся, как и было прежде. Это вернуло старика на ноги. И до сих пор так все продолжают его обманывать. А дворовому Ипату даже нравится разыгрывать такую комедию.

«Ипат сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”»

Но вот только Агапу Петрову никак не нравится такое положение дел. Ему противно, что сейчас он получил волю, а им продолжают командовать. Он даже высказался однажды барину об этом, того снова свалило от удара. Когда же пришёл в себя, приказал отхлестать Агапа.

Крестьяне не хотели ослушиваться, увели Агапа в стойло, налили ему вина и велели орать, будто его розгами лупят. Но от такой несправедливости Агап в ту же ночь скончался.

Мужики приглашены на пир к Последышу. Хозяин произносит речь о пользе крепостничества. Потом он укладывается спать в лодки, засыпает под песни мужиков. Но сон переходит в вечный. Жители деревни Вахлаки с облегчением вздыхают. Но суд по передаче им сенокосных лугов продолжается и по сей день.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Крестьянка

«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»

Надоело путникам искать счастливого среди мужиков, кому на Руси жить хорошо. Направились они к Матрёне Тимофеевне Корчагиной – женщине красивой и статной, в должности губернаторши, от роду 38 лет, но себя она считает уже старухой.

Из её рассказа, счастлива она была тогда, когда жила ещё в родительском доме. Но детство, а потом и девичество прошло быстро, девицу Матрёну сосватали за Филиппа – молодца румяного, да сильного. Любил он Матрёну здорово, побил всего один раз. Но вздумалось ему уехать на заработки. Матрёна же осталась в его большой и чужой для неё семье.

Приходится Матрёне вкалывать на старшую сестру мужа, да на суровую свекровь и свёкра. Радость обрела лишь с рождением сына Дёмушки.

Только старый дед Савелий проявляет к Матрёне сожаление, да сочувствие, остальные не больно доброжелательны к невестке. Старик – бывший каторжник с 20-летним стажем, наказан был за убийство немца, который служил управляющим и замаял мужиков работой. Много рассказывал Матрёне про свою богатырскую жизнь.

Свекровь же Матрёну заставляет работать много, даже не велит брать Дёмушку в поле, чтобы она не отвлекалась там на сына. За Дёмушкой следит дед. Но в один день старик уснул, и Дёмушку съели свиньи.

Однажды Матрёна на Дёмушкиной могилке встречает деда Савелия, который к этому времени ушёл в монастырь. Невестка прощает деда и забирает домой, где он вскоре засыпает вечным сном.

Хотя у Матрёны нарожались и другие детки, но Дёмушку – первенца она забыть не смогла, и горе её по нему не притупилось со временем.

Один их детей Матрёны – пастушок Федот был приказан к розге за то, что не уследил за овцами – одну утащил волк. Но Матрёна взяла вину на себя.

Будучи беременной Лиодорушкой, Матрёна отправилась в город, чтобы попросить о муже, которого забрали в солдаты. Там прямо в приёмной Матрёна и родила. В родах ей помогала сама губернаторша Елена Александровна. За неё теперь вся семья молится.

С того дня Матрёну прозвали «губернаторшой» и «счастливицей». Да разве в этом счастье-то?

После своего рассказа Матрёнушка сказала, что среди женщин счастливую путники никогда не сыщут, потому как не существует ключей от женского счастья, и даже Богу не известно, в чём женское счастье.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Пир на весь мир

По всему селу Вахлачина разгулялся пир. Все сбежались сюда: и странники, и Клим Яковлевич, и Влас-староста. Даже два учащихся из семинарии Саввушка и Гриша – добрые ребята, тоже пришли сюда. Народ попросил их выступить с весёлой песней, в чём они не отказали.

Подошла пора рассказывать истории. Все слушают историю про «холопа примерного – Якова верного», всю жизнь проходившего за барином, исполнявшего каждую прихоть. Радовался всему, даже барским побоям.

Когда пришла пора отдавать в солдаты племянника Якова, тот запировал. И даже, вернувшись назад в барский дом, Яков имел злость на барина. А в своё время даже отомстил ему – завёз барина, у которого отнялись ноги, в лес и сам над ним повесился на сосне.

Крестьяне заспорили, кто самый грешный. Божий странник Иона поведал историю о двух грешниках и разбойнике Кудеяре. Благодаря Господу у него проснулась совесть и должен он был срубить дуб, огромный-огромный, тогда ему грехи и отпустятся.

Но дуб лишь тогда и упал, когда Кудеяр пролил кровь злого пана Глуховского.

Прохоров Игнатий спорит с Ионой – дескать мужицкий грех самый большой. Его история была о старосте, который не огласил последнюю волю хозяина. А хозяин велел освободить своих крестьян. Но староста не хотел упускать деньги и порвал вольные.

Собравшиеся удручены. Звучат песни: «Голодная», «Солдатская». Придёт время и для других, добрых песен. Например, два семинариста, братья Савва и Гриша. Гриша – сын дьячка, с возраста 15 лет уже решил посвятить жизнь свою ради счастья народного. Своё село Вахлачина он любит, как родную мать. Парень поёт песню о Руси:

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!»

Не пропадут его помышления: Грише уже заготовлена судьба – славный путь, да громкое имя народного заступника, чахотка и Сибирь. А пока парень поёт свои песни. Но странники его, к сожалению, не слышат. Иначе бы поняли, кому на Руси жить хорошо, и вернулись бы домой с правильным ответом.

Заключение

История заканчивается на этом самом месте. Вернее даже не заканчивается, а обрывается. Некрасов умер, и мы никогда не узнаем продолжения сказа, кому на Руси жить хорошо.

Но сохранившиеся и опубликованные части уже можно понять, что и в послереформенной Руси были мучения, прежде чем люди научились жить по-новому. Проблемы, раскрытые автором в поэме, показали, что самое великое счастье у мужика было – ведро водки. Многие проблемы актуальны и по сей день, поэтому поэма популярна, а цитаты из неё многие даже используют в разговорной речи.

То, как автор задумал и осуществил описание поэмы, похоже на приключенческий роман, что делает чтение поэмы лёгким и увлекательным.

Здесь мы представили лишь краткий пересказ «Кому на Руси жить хорошо». Если кому понравится сюжетная линия, кто захочет познакомиться с произведением и главными героями поближе, то обязательно прочитайте полную версию поэмы.

Нас ценят
( Пока оценок нет )
Материалы по литературе и грамматике
Добавить комментарий

  1. DamonEmeks

    Замечательный пересказ. По всем главам. Можно не читать книгу. Впечатление оставило произведение неплохое даже при ознакомлении с кратким изложением.

    Ответить
Adblock
detector