М.Ю. Лермонтов «Осень» – анализ

Осень М.Ю. Лермонтов

В своём творчестве любой поэт рано или поздно обращается к теме осени. К описанию прекрасной и в то же время печальной осенней поры своим поэтическим словом не мог не прикоснуться и М.Ю. Лермонтов.

Произведение относится к раннему творчеству автора и написано им в четырнадцатилетнем возрасте, предположительно в имении любимой бабушки.

Исследователи творчества поэта считают «Осень» одним из первых его шагов в направлении пейзажной лирики, причём это не какое-то фундаментальное произведение, в котором можно искать тайный подтекст, расшифровывать скрытые в поэтических образах послания автора, а короткая, но ёмкая зарисовка, сделанная наблюдательным юношей, пытающимся пропустить через своё неравнодушное сердце всё происходящее вокруг.

Лирический герой произведения – сам Миша Лермонтов, внезапно обнаруживший в яркой осенней поре не совсем радужные признаки, и если стихотворение начинается легко и воздушно («листья кружатся» в танце, «летят»), то далее читатель начинает для себя открывать далеко не весёлое настроение «нависшей скалы», усталого в трудах пахаря, который «уж не любит» отдыхать в цветущем поле, а хочет вечернего покоя, зимнего отдыха.

Кстати, смена настроения сопровождается и сменой дня ночью: зверь подобно усталому пахарю спешит спрятаться в своей норе, поле натягивает на себя туманное одеяло, а хозяин ночи – месяц выступает в этой осенней пьесе в роли тусклого ночника.

За поэтическим любованием за сменой времён года и непостоянством светового дня можно разглядеть юношеские размышления о бренности этого мира, о жизни и смерти, которое тоже не могло не волновать начинающего поэта.

Радует, что эти мысли выглядят не по-юношески остро, а по-взрослому философски: в них нет страха, есть понимание, что смерть – это неизбежный «сон», отдых уставшей от земного бытия души.

Перекрёстная рифма и четырёхстопный хорей, которые Лермонтов использовал при написании данного произведения, позволили ему глубже передать свою душевную грусть, которую нельзя не почувствовать и которой нельзя не проникнуться в ответ при чтении этих удивительных строк.

Произведению, написанному в жанре пейзажной лирики, всегда трудно «притянуть за уши» какую-то историю создания: поиск образов в окружающей природной красоте – типичное состояние души любого творца, в нём он пребывает ежедневно, ежечасно, правда, видит всё это не как обычные люди, а по-своему уникально, как свойственно только ему одному.

Композиция стихотворения типичная для любого стихотворения: три строфы, в которых радость дня сменяет усталость ночи, а вот поэтические образы, с помощью которых автор рисует свою лирическую картинку, исключительно лермонтовские.

Все второстепенные герои стихотворения живые: и ели, которые поникли, и сердитая нависшая скала, и молчаливый месяц. Используя в качестве средств выразительности олицетворение, Миша Лермонтов хотел подчеркнуть своё одиночество: рядом с этими, как будто неживыми, но оживлёнными в воображении автора предметами, ему не так страшно находиться, но спрятаться от увядания природы и жизни, как и любому «отважному зверю», ему тоже «поневоле» хочется.

Подчёркивая свою душевную тревогу, Михаил Юрьевич выбрал для эпитетов словесные «краски» тёмных тонов: «мрачный», «нависший», «поникший», «тусклый». В помощь им используются такие же не вдохновляющие глаголы: «не любит», «скрыться».

Повторюсь: радостными в этом произведении остаются лишь первые две строки, они дают надежду читателю, что новое утро, которое наступит после осеннего сна, будет таким же солнечным, воздушным, летящим.

Нас ценят
( Пока оценок нет )
Материалы по литературе и грамматике
Добавить комментарий

Adblock
detector