Учимся писать сочинение-рассуждение

Прежде чем мы рассмотрим, как же как написать сочинение рассуждение, обратимся к основным понятиям. Возможно не каждый школьник знает, что такое рассуждение?

Если мы посмотрим в разных словарях русского языка, то увидим множество различных определений. Рассуждение может быть как в устной, так и в письменной форме.

Учимся описывать картину

Что такое рассуждение?

Под рассуждением принято рассматривать процесс мысленного анализа какой-либо информации с последующим изложением в устной или письменной форме.

Сначала в мозг поступает информация, над которой хочется или необходимо поразмышлять. Обычно в этот момент мы задаём себе вопросы «почему?», «зачем?», «как?» и тому подобные.

Затем мы пытаемся думать логически, чтобы дать ответы на них. При этом мы можем формулировать различные выводы, которые и будут составлять наше рассуждение.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Как понять сочинение рассуждение? Рассуждать можно как устно (мысленно или вслух), так и письменно. И в том, и в другом случае можно прибегать к сочинениям.

Само по себе сочинительство является придумыванием чего-либо на заданную тему. Сочинять – не значит врать или фантазировать.

Можно писать сочинение-рассуждение, когда мысли излагаются в произвольной форме. Это могут быть гипотезы, которые совсем не обязательно проверять на практике.

Но они могут быть вполне реалистичными. Небольшое сочинение рассуждение может включать несколько предложений или абзацев на конкретную тему или общие мысли.

Школьникам иногда не понятно, зачем нужно сочинение рассуждение. Но именно такой вид работ способствует формированию мыслительных способностей.

Сегодня бы будем рассматривать, как составляется и пишется поэтапное сочинение в форме рассуждения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В школе могут задать написать сочинение рассуждение на тему или сочинение рассуждение по высказыванию. Оба вида сочинений могут содержать риторические вопросы. Обязательно наличие вводных слов, которые выполняют в предложениях роль связки.

Часто именно благодаря таких вводным конструкциям удаётся ярко выразить своё мнение и отношение к представляемой информации.

Интересно, что сами по себе сочинения-размышления бывают трёх видов:

  • рассуждение-доказательство (задача – доказать правдивость или несоответствие какой-либо информации; необходимость раскрыть вопросы «почему именно так, а не по-другому» и «что из этого следует»?);
  • рассуждение-объяснение (объяснить что-то конкретное, его признаки и происхождение, например);
  • рассуждение-размышление (даётся проблема, которую необходимо проанализировать и изъяснить с подведением итогов и выводов).

Требования к оформлению сочинения-рассуждения

Как любой другой вид работы, сочинение рассуждение должно быть написано по особым правилам:

  • недопустимо использование фривольности, сатирических высказываний (ведь это серьёзная письменная работа), никаких сленговых фраз и смайлов;
  • текст должен быть понятным, простым и легко читабельным;
  • тщательно следить за отсутствием грамматических и пунктуационных ошибок.

Как составить план и оформить сочинение

Перед написанием необходимо составить небольшой план, которого нужно будет придерживаться в процессе написания сочинения.

Сначала накидываются пункты плана. Ничего нельзя упустить, чтобы информация была представлена в полном объёме.

Пункты плана можно переставлять местами. Они должны показывать последовательность всего хода мыслей сочинителя.

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение

Любое сочинение (даже если оно написано не в форме рассуждения) включает обязательные структурные элементы:

  • введение – выдвигаем проблему, поднимаем какой-либо факт или событие к размышлению;
  • описание самой проблемы – перечисление всех сторон конкретной информации;
  • предложение своей позиции по выдвинутой проблеме;
  • аргументирование – основная часть сочинения рассуждения, приведение конкретных примеров из литературных источников или из своего жизненного опыта;
  • заключение – подведение итогов размышления, что было в начале рассуждения и к чему оно привело в конце.

Этапы написания сочинения-рассуждения

Написание сочинения начинается с подбора информации, над которой будем размышлять и рассуждать в процессе написания.

Источники могут быть как достоверными, так и сомнительными. Ведь мы будет анализировать, что так, а что не так.

Затем необходимо внимательно прочитать подобранную литературу, обращаясь к различным отзывам и анализам по данной проблеме.

Выбрать какой-то момент, который вызывает у нас сомнение, с чем мы в корне не согласны.

Начинаем на черновике делать наброски. Можно составить карту рассуждения.

В центре проблема. Далее различные варианты её решения с предполагаемыми последствиями.

Посмотрим схему рассуждения на примере темы «Дистанционное обучение во время коронавируса».

Карта схема Дистанционное обучение

Я привела только пример схемы для рассуждения. Вы можете нарисовать гораздо больше пунктов.

А затем уже размышлять над каждым элементом.

Постепенно, когда вы подумаете над каждым окошком, сложится вполне адекватная картина проблемы. И можно будет приступать к её изложению в чистовике.

Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

Хорошо, что такие сочинения задают писать на свободную тему. Но при этом дают какое-то направление.

Например, предлагают написать сочинение рассуждение о каком-нибудь литературном образе из прочитанной книге. Или могут задать написать о проведённых каникулах. Или даже сочинение в форме рассуждения по высказыванию кого-то из персонажей книги.

Сложнее, когда на доске учитель пишет конкретную тему. Например, «Куда и зачем отправился Господин из Сан-Франциско?»

Тут уже широко не размахнёшься своими мыслями. Есть конкретная тема, должны быть конкретные шаги рассмотрения проблемы.

Свободная же тема даёт простор для мысли. Но не следует брать слишком широко. Лучше сконцентрировать своё внимание на небольшом факте или событии.

Тогда сочинение не будет слишком водянистым. А изложение получится понятным для читателя.

Сейчас я хочу привести примеры каждого элемента сочинения.

Вступление в сочинении-рассуждении

Введение в любой работе – самая важная часть. Именно тут зарождается сомнение, побуждающее поразмышлять.

Тут же затрагивается актуальность проблемы, над которой будет рассуждать в основной части.

Во введение мы показываем своё отношение, согласие или несогласие.

Пример введения в сочинении-рассуждении

«Вот и осень пришла. Началась она сразу с дождливых дней. А ведь лето было таким жарким.
Что же ждёт нас дальше? Введут ли снова дистанционное обучение в школе? И как оно отразится на образовании? Давайте поразмышляем над этим.»

Видите, основа заложена. Есть даже тревожные (пока риторические) вопросы.

И это всё заставляет размышлять. Именно это и есть цель введения в сочинении в форме рассуждения – заставить задуматься.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Все части сочинения рассуждения сами по себе взаимосвязаны и взаимозависимы.

Если в начале мы загрузились какой-то проблемой, то теперь будем поэтапно её раскрывать.

Как раз здесь нам поможет схема-карта, которую мы составили при подготовке к работе.

Начинаем идти от центра схемы.

Далее мы начинаем анализировать все приятные моменты. «Начинаем с хорошего», потому что именно оно всегда затуманивает нам глаза при решении серьёзных проблем.

Затем переходим к «плохому». Это более реалистично почему-то.

Пример основной части сочинения-рассуждения

«Допустим, что школу снова перевели на дистанционку. Это значит, что можно допоздна заниматься своими любимыми делами. 

Потому что утром не надо рано вставать, завтракать, одеваться и спешить в школу.

Не надо готовить одежду, утюжить её, тщательно чистить зубы и умываться по утрам, что так всегда злит.

Так же и во время уроков никто не видит, что мой монитор разделён на две части. 

Слева у меня учитель с классной доской, а с правой стороны монитора у меня другая доска – шахматная.

Очень удобно. За игрой в шахматы у тебя всегда умное и сосредоточенное выражение лица.

А учителю такое лицо всегда нравится. И он не видит, что заставило меня так сосредоточиться.

Думает, что я глубоко размышляю над материалом урока.

А когда делаешь домашнее задание или задание на уроке, то правая сторона монитора (которая с шахматной доской) может сослужить службу. 

Там я могу открыть ГДЗ и переписать готовые ответы, которые любезно предоставили для меня ушлые вебмастера образовательных сайтов.

Всё это положительные моменты дистанционного обучения.

Но если хорошо подумать, то ведь обучаться дома в одиночестве очень скучно.

Рядом нет моих товарищей, с которыми можно  так весело пообщаться на переменке.

А ещё ведь учитель может задавать вопросы, которых нет в ГДЗ. И если я ничего не понял с урока, то никто мне и не объяснит материал.

А придётся мне потом самому искать информацию в интернете. А там столько много сайтов надо открыть, очень много перечитать литературы, чтобы найти то, что надо.»

Видно, что автор такого сочинения очень глубоко рассуждал над проблемой дистанционного обучения в школе.

Но теперь он делает какие-то выводы для себя, сопоставив всё хорошее с плохим в данной проблеме.

Заключение в сочинении-рассуждении

Вывод для сочинения рассуждения пишется из уже полученных итогов размышления в основной части.

Взвесив всё положительное и отрицательное в проблеме, автор приходит к мысли, что всё хорошо или плохо в меру.

Пример заключения

«Нет, всё-таки дистанционное обучение не очень хорошая вещь. Хоть в нём и есть много положительных моментов, но для меня обучение в школе лучше и эффективнее, когда я хожу в школу.

Потому что я ведь учусь не для того, чтобы просто посещать уроки. А для того, чтобы получать хорошие знания.

А если я не буду владеть той информацией, которую могу получить только от учителя, то знания у меня будут слабые.

А я ведь не хочу быть шахматистом. Я хочу быть разносторонне развитым. 

Дистанционно я могу лишь расширять свой кругозор. Но учиться для меня лучше в школе.»

К такому выводу пришёл наш автор. Но это не значит, что все должны придерживаться такого же. Кто-то может быть (действительно) желает стать шахматистом.

И тогда игра в шахматы во время уроков для него важнее, чем всё остальное.

Но он должен в своём сочинении-рассуждении доказать это. А этому поможет хорошо продуманная схема размышления.

Как научиться писать сочинение-рассуждение

Итак, как писать сочинение рассуждение, мы рассмотрели очень подробно. А как же этому научиться?

Ответ прост – надо научиться думать о серьёзных вещах, анализировать, сравнивать, обобщать.

Но самое главное, надо больше писать. Писать на разные темы. Обсуждать проблему с разных точек зрения.

Играть, в конце концов.

Предположим, вы смотрите на какой-то предмет. Нарисуйте его по центру. Сделайте вокруг него разные пометки – о его признаках, свойствах, о способах его применения, о пользе для себя, для общества.

И начинайте размышлять по этой схеме, как я объясняла выше.

Возьмите себе за развлечение – каждый день писать такое рассуждение о предметах, людях, каких-то моментах своей жизни.

Рассматривайте с разных позиций – как я это вижу, взгляд на это со стороны моих родителей, учителя, товарища и т.д.

Очень увлекательное занятие. И большая польза для тренировки в написании сочинений.

Уверяю, что через пару месяцев вы будете писать сочинения с огромным удовольствием. А «рассуждать» станет вашим любимым занятием.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Основная идея сочинения-рассуждения вытекает из задания, которое дал учитель (или из вашего задания самому себе), поэтому необходимо придерживаться той лексики, которая уместна в каждом конкретном случае.

Школьное сочинение не должно изобиловать различными сленгами и фривольными выражениями.

Хоть это и сочинение, но сочинять надо прилично.

В таких видах письменных работ часто используют вопросительные предложения, заставляющие задуматься. Именно вопрос побуждает мозг сосредоточиться на проблеме.

Можно, и даже нужно использовать такие вводные выражения, как: по-моему, мне кажется, а именно и т.п. Эти выражения показывают, что вы имеете отношение к рассматриваемому, что вам не безразлична проблема.

Многие правила написания сочинения рассуждения распространяются и на другие формы письменных заданий, но вопросы и вводные слова – это такие особые указатели, что автор глубоко анализирует и размышляет.

Я хочу дать вам небольшое задание: напишите сочинение рассуждение на тему «Мне легко сочинять» и пришлите его в комментариях. 

Пусть это будет ваше первое тренировочное сочинение. Когда мне пришлют 20 сочинений, я выберу победителя, которому на его эл.почту будет отправлен Сертификат победителя от сайта LitraGramm.ru

Нас ценят
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Материалы по литературе и грамматике
Добавить комментарий

Adblock
detector