Орфография, методы формирования орфографических навыков

image_pdfСоздать файл PDFimage_printРаспечатать

Орфография – это раздел языкознания, который  занимается изучением и разработкой  системы  правил, которые  устанавливают единые способы передачи речи на письме.

Понятие орфографии

Орфограмма – правильное написание слов, которое основано на правилах орфографии или сложившейся традиции и выбираемое из нескольких вариантов.

Орфограмма содержится там, где возможна вариативность написаний, а, значит, и ошибки. Орфограмма – это не только буква, которую мы выбираем при написании. Графическое сокращение слов, написание прописной или строчной буквы, слитное, дефисное или раздельное написания, перенос слова тоже могут быть орфограммой.

Знать правила орфографии и уметь применять их на практике – это не одно и то же. Поэтому путь от умения, которое опирается на правило, к навыку, должен быть эффективным. Чтобы усвоить орфографические правила и научиться применять их на практике, ученик должен овладеть умениями и навыками, которые пригодятся ему не только успешного усвоения русского языка, но и других предметов.

Что такое орфографический навык

Орфографический навык – это навык, который достигается длительными упражнениями. При написании  мы задумываемся сначала над смыслом написанного, а не над правилом, которому подчиняется написание буквы. Выработка навыка – это очень длительный процесс, который достигается путем выполнения упражнений, благодаря которым способ действия совершенствуется и закрепляется.

Начинать работу по формированию навыков нужно с выработки орфографической зоркости, то есть нужно сначала научиться видеть орфограмму. Если ученик научится опознавать орфограммы, ему легче будет усвоить орфографические правила и способы их применения. Нужна систематическая тренировка для закрепления получаемых знаний, выработки навыков правописания.

Диктант как средство формирования орфографических навыков

Для формирования прочных орфографических навыков используются различные группы упражнений, среди которых особое место принадлежит диктанту.

Диктант – это вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст в соответствии с нормами произношения русского языка.

Ученики записывают текст, не опираясь на вспомогательные средства: словари, учебники, справочники и т.д. Они  руководствуются изученными правилами, навыками написания, которые они приобрели ранее.

Диктант – это средство контроля, учет знаний и навыков, один из главных приемов обучения грамотности.

В зависимости от цели проведения диктанты классифицируют на две группы: контрольные и обучающие. Это условное деление, поскольку обучающие диктанты помогают научить учащихся, а контрольные – проконтролировать.

К обучающим относятся графические, выборочные, свободные, объяснительные, распределительные, творческие, словарные, по аналогии, предупредительные и другие виды диктантов, которые способствуют прочному становлению орфографических навыков.

В зависимости от материала диктанты можно разделить на текстовые (текст или предложения) и словарные. Последние проводятся с целью тренировки и контроля усвоения правил орфографии.

Для контрольных диктантов используются обычно тексты, с помощью которых проверяются ранее изученные орфограммы и изучаемые.

Нас ценят
( Пока оценок нет )
Материалы по литературе и грамматике
Добавить комментарий

Спасибо Вам!
close slider

Если вы нашли в тексте ошибку, пожалуйста, сообщите через комментарий к статье.

Или выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо, что помогаете делать наш сайт лучше!

Как пишется слово

Расскажи о нас другим!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector